Проект торговых зданий и торгово-развлекательных комплексов
Проект торговых зданий и торгово-развлекательных комплексов

Проект торговых зданий и торгово-развлекательных комплексов

Проект торговых зданий и торгово-развлекательных комплексов

Компания RELITON оказывает услуги по проектированию торговых зданий, ТЦ и торгово-развлекательных комплексов.

Проект торгового комплекса и торгово-развлекательного комплекса требует повышенного внимания к деталям, тщательного анализа и учета большого количества специфических факторов, связанных с реализацией продукции, предоставлением услуг, работой якорных (вид арендаторов, представленный известным брендом и привлекающий значительную часть посетителей, как правило, занимают значительные площади, а тип и расположение их учитывается уже на стадии эскизного проектирования) и обычных арендаторов.

Виды торговых зданий и торгово-развлекательных комплексов

В России используется мировая система классификации торговых зданий и развлекательных центров. Объекты варьируются по площади, торговой территории, количеству и составу якорных инвесторов.

Выделяют следующие категории:

  • Микрорайонный ТЦ. Ориентирован на обслуживание до 10000 тысяч человек, проживающих в 5-10 минутах ходьбы. Здесь реализуют товары первой необходимости, и предоставляется ограниченное число услуг (прачечная, химчистка, ремонт обуви). Подобные объекты возводятся вокруг небольшого супермаркета (якорного инвестора). Торговая площадь варьируется от 1500 до 3000м2 (в среднем – 2800м2);

 

  • Районный ТЦ. Предлагает широкий спектр товаров. Здесь могут быть представлены узкоспециализированные магазины и услуги (парикмахерская, прачечная, химчистка, ремонт обуви и драгоценностей). Районные ТЦ рассчитаны на 3-40 тысяч человек, проживающих в 5-10 минутах езды на личном или общественном транспорте. Занимаемая площадь варьируется от 3 до 10 тысяч м2 (в среднем 5000-6000м2);

 

  • Окружной ТЦ. Предлагает широкий спектр товаров и услуг. Занимает территорию от 9,5 до 47 тысяч м2. Помимо продуктов и вещей первой необходимости, здесь продают «мягкие» (одежда для детей и взрослых) и «жесткие» товары (электроинструменты, металлические изделия, бытовая техника). Широкий ассортимент – ключевая особенность ТЦ подобного формата. Якорным инвестором может быть крупный детский универмаг, дисконт-центр, кинотеатр. Архитектурный проект торгового центра создается из расчета обслуживания 40-150 тысяч людей, проживающих в 10-20 минутах езды на транспорте;

 

  • Региональный ТЦ. Помимо ассортимента, предлагаемого окружными торговыми центрами, здесь представлены товары для дома, мебель и большое количество услуг. В таких ТЦ значительное пространство выделено под развлекательные объекты и площадки. Они рассчитаны на 150000 и более человек, проживающих в 30-40 минутах езды. Площадь объекта варьируется от 23 до 85 тысяч м2;

 

  • Суперрегиональный ТЦ. Якорные объекты – это минимум 3 универмага площадью не менее 7 тысяч м2. Их территория может превышать 150 тысяч м2. Они рассчитаны на обслуживание не менее 300000 человек, проживающих в 1,5-2 часах езды.

Выделяют отдельные виды центров в зависимости от якорного объекта – ,например, пауэр-центр (минимум 4 якоря), lifestyle, ТЦ моды.

Особенности проектирования торговых центров

Ключевой элемент проекта ТЦ – учет особенностей предполагаемых якорных арендаторов при планировании помещений для их размещения. Как правило, предоставляется частное техническое задание, включающее в себя требуемый состав помещений их площади, в некоторых случаях указываются дополнительные требования, предъявляемые к высоте помещения, максимальной нагрузки на конструкции перекрытий, требования по отделке.

Яркий пример – кинотеатр с несколькими залами. Реализация подобного проекта возможна при условии неукоснительного соблюдении ряда требований – конструкции стен, высоты, расположения технических помещений. Если данному вопросу не будет уделено должное внимание – затраты на последующую реконструкцию будут чрезмерно высокими. В некоторых случаях выполнить подобную задачу не удастся.

В процессе разработки проекта торгово-развлекательных центров важно добиться эффективного расположения развлекательных объектов. Они должны быть отделены от торговой части. Необходимо минимизировать смешивание потоков потребителей с разными целями визита.

Торговый центр – многоэтажная конструкция. Для повышения посещаемости верхних ярусов их делают доступными. Поставленные задачи реализуют путем грамотного расположения лифтов, эскалаторов, лестниц, траволаторов. На ряду с организацией свободной коммуникации между отдельными секторами и этажами здания следует уделять особое внимание соблюдению огромного ряда требований, которым должен соответствовать  проект: правила пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические, контр террористические, доступу маломобильных групп граждан. Основные требования для предприятий розничной торговли Московского региона представлены в Московских градостроительных нормах МГСН 4.13-97

Требования к участку и расположению

При выборе участка строительства торгового центра следует учесть качество доступных коммуникаций (в том числе силовых линий электроэнергии), степень заселенности торговой зоны и уровень достатка потенциальных покупателей. Посадку здания осуществляют, руководствуясь направлениями потоков движения людей и транспортных средств. Повышенное внимание деталям поможет обеспечить доступность и достаточное количество входов в ТРЦ, а в условиях крупных городов и сложившейся застройки приходится решать сложнейшую проблему по размещению достаточного количества парковочных мест.

Следует заблаговременно определить размеры территории для парковки транспортных средств потенциальных покупателей.

Количество мест должно определяться не только руководствуясь требованиями норм в частности МГСН 1.01-99, которые в некоторых случаях не предоставляют достаточную информацию для проектирования парковочного пространства, но и ориентироваться на многие ключевые факторы.

Доступность общественного транспорта – важный критерий размещения ТРЦ. Необходимо предусмотреть место для остановок и стоянок автобусов. Это актуально, если планируется разработка специальных маршрутов к торговому центру.

Требования к составу помещений

Архитектурный проект ТРЦ предполагает распределение помещений торговли и развлечений в соотношении 70% на 30%. Это оптимальные параметры, способствующие налаживанию эффективной работы объекта.

При разработке проекта технологических решений обязательно предусматривается разделение потоков посетителей и обслуживающего персонала. Проект учитывает особенности доставки товаров к арендуемым инвесторами площадям и маршруты удаления мусора.

Размещение помещений и проходов должно облегчать путь к магазинам или заведениям общественного питания, расположенным в торговом центре.

Состав работ по проектированию

Эскизный проект – первая стадия проектирования. Он предусматривает разработку общей концепции ТРЦ, созданную на основе анализа потенциальных якорных инвесторов, требований заказчика и строительных норм. Готовый эскизный проект позволяет оценить внешний вид будущего сооружения и начать процесс согласования архитектурно-градостроительных решений.

Проектная документация – второй этап работы над проектом. Она предназначена для обоснования и получения разрешений на реализацию строительства. Включает в себя документацию текстового и графического формата, предоставляемую в органы экспертизы и строительного контроля.

Рабочий проект – финальный набор документов, отражающий подробности возведения объекта – используемые стройматериалы, перечень работ, смету, чертежи и схемы. Он включается в себя архитектурно-строительную, инженерную часть и сметную документацию.

Более детальное описание состава работ вы можете получить, обратившись в нашу компанию. Наши специалисты смогут ответить на все интересующие вас вопросы.